Общественно-политический портал Новосибирска и Новосибирской области
Общественно-политический портал
Новосибирска и Новосибирской области

Время митингов: к чему приведет повышение тарифов на проезд в Новосибирске

Фото: Татьяна Буянкина.

Еще до конца года власти Новосибирска планируют поднять тарифы на проезд в общественном транспорте. Решение уже практически принято, главная интрига – реакция новосибирцев на повышение цены на проезд. К чему приведет очередной тарифный рост, разбирался Sibtimes.

Три года тишины

Последний раз тарифы на проезд в сибирской столице поднимали три года назад. За это время новосибирцы уже привыкли к демократичным ценам в трамваях, автобусах и в метро. В городе, где не имеющим личного транспорта жителям добираться до учебы и работы порой приходится с двумя-тремя пересадками, 18-20 рублей за проезд кажется не слишком обременительной платой.

Тем временем в российских миллионниках действуют совсем другие расценки. Так, в Красноярске проезд в автобусе стоит 22 рубля (у нас – 19 рублей), в Омске – 25 рублей, а в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде, например, вообще 28 рублей. Цены на метро в Новосибирске тоже самые низкие в стране. В Самаре, Казани, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде за проезд в подземке горожане платят в среднем на 5-7 рублей выше. Новосибирский метрополитен за эти три года, кстати, неоднократно поднимал тему о повышении платы за проезд – но пока о конкретных мерах речь не шла. До 2018 года.

Вопрос о новых тарифах периодически всплывал в Новосибирске весь 2018 год, а потом возник аккурат перед выборами 10 сентября – и на этот раз все оказалось серьезно. Новосибирские политики всех уровней, вплоть до губернатора, выступили единым фронтом, доказывая в СМИ необходимость повышать плату за проезд.

Заместитель мэра Новосибирска Данияр Сафиуллин в эфире радио «Городская волна» 23 сентября, выступив застрельщиком тарифной темы, привел настораживающие цифры о состоянии городского транспорта. Средний износ автобусов, например, составляет до 80%, а троллейбусов – до 91%. При этом себестоимость проезда в электротранспорте – 26,4 рублей, в то время как горожане платят 18 рублей Сейчас новые транспортные единицы закупаются за счет властей, субсидия для муниципальных и немуниципальных перевозчиков из дефицитного городского бюджета составляет 1 млрд рублей в год. Чтобы содержать и развивать транспорт дальше, по мнению Сафиуллина, без роста цен на проезд уже не обойтись.

Трамваи сходят с рельсов

Летом 2018 года к областному правительству с просьбой повысить тарифы обращались «Горэлектротранспорт» и Новосибирский метрополитен. Сейчас изменить тарифы просят и отраслевые организации – транспортный союз Сибири, профсоюз автотранспорта и дорожного хозяйства. Поддержали повышение и депутаты.

На прошедшей 26 сентября сессии новосибирского горсовета о грядущем росте проездного тарифа рассказал мэр Анатолий Локоть. Он назвал решение продуманным и совместным.

«Следующим шагом, без которого нельзя дальше развивать общественный транспорт, должно стать решение по тарифу на перевозку пассажиров. На днях выступил губернатор Новосибирской области Андрей Травников, который говорил о необходимости повышения тарифов. Я солидарен с высказанным мнением, более того – я скажу, что это согласованное мнение, мы обсуждали его неоднократно», – заявил Локоть.

По словам мэра, именно из-за дефицита средств с городским транспортом постоянно происходят аварии и нештатные ситуации: сходы трамваев с рельсов, короткие замыкания на электротранспорте, незакрывающиеся двери в автобусах.

Новосибирские перевозчики сегодня действительно загнаны в угол, сообщил зампредседателя комиссии по городскому хозяйству Новосибирского совета депутатов Игорь Титаренко в разговоре с Sibtimes. По мнению депутата, тариф нужно повысить как минимум на два рубля – это для начала. Также, считает Титаренко, для спасения городского транспорта необходимы конкретные решения со стороны исполнительной власти.

«На следующий период мы должны принять какую-то областную программу или подпрограмму, согласовать ее с муниципалитетами и поэтапно повышать тариф согласно инфляционным ожиданиям. Также нужно рассмотреть вопрос субсидирования перевозчиков со стороны правительства», – уверен Игорь Титаренко.

Время для протестов

Рост тарифов – больной вопрос для жителей Новосибирска. Уже не раз в ответ на подобные заявления губернаторов горожане действовали одним способом: пикетами и митингами.

Восемь лет назад губернатор Василий Юрченко попытался отменить для пенсионеров безлимитный проезд по социальной карте – новосибирцы протестовали весь 2011 год. В итоге с февраля 2012-го Юрченко вернул льготы.

В 2016 году решение губернатора Владимира Городецкого повысить тарифы на ЖКХ на 15% также обернулось волной митингов. Весной 2017-го Городецкий сдался, тарифы выросли в рамках привычных 4%. По мнению политологов, народные протесты стали одной из причин его последующей отставки.

Сейчас ситуация во многом повторяется – Андрею Травникову предстоит принять сложное решение уже в самом начале срока. Однако, считают эксперты, в этот раз глава региона разделит ответственность – не случайно мэр говорил о совместном решении. И если возникнут народные протесты, сообща власти смогут их сгладить.

«Предваряя решение повысить тарифы на проезд, новосибирские власти распределяют ответственность. В 2010 году отмена безлимитного тарифа ассоциировалась персонально с губернатором Юрченко. Сейчас о целесообразности повышения тарифов в один голос говорят глава региона Травников, мэр Локоть, депутаты областного и городского уровней. Консолидированная позиция не исключает народных протестов. Но можно ожидать, что работать с протестной активностью областные и городские власти будут совместно, и это снизит ее эффективность», – рассказал Sibtimes политтехнолог, директор информационно-аналитического агентства «Центр деловой жизни» Андрей Кузнецов.

При этом организаторы протестов вполне могут выбрать главного «тарифного» виновника, и не факт, что им окажется новый губернатор. Власти не исключают, что стоимость проезда придется поднимать в несколько этапов – а значит, транспортная тема растянется на весь 2019 год.

«В следующем году выборы мэра Новосибирска, и вполне вероятно, что оппоненты Локтя попытаются использовать непопулярную тарифную тему против действующего градоначальника», – считает Андрей Кузнецов.

О постепенном повышении тарифа говорят и депутаты. По мнению Игоря Титаренко, резкое поднятие тарифа неизбежно приведет к «социальным стрессам», которые потом выльются в митинги и протесты. Поэтому нужно повышать стоимость постепенно, сначала на два рубля, потом на 50-70 копеек в год – здесь должна помочь та самая тарифная программа. Сейчас мэрия уже передала в областной департамент по тарифам предложения по повышению стоимости проезда в муниципальном транспорте. Роста тарифов, а значит, и возможной реакции новосибирцев на совместное решение городской и областной власти, можно ожидать уже в следующем месяце.

Татьяна Буянкина.

Другие статьи
19.03.2019
Перемен не ждем: как кадровый голод влияет на состав руководителей Новосибирской области
21.02.2019
Читал и осуждаю: чем живут и о чем пишут новосибирские Telegram-каналы
30.01.2019
Закат над Тайгой: что ждет новосибирскую независимую журналистику?
25.01.2019
В поисках кандидата: кто станет претендентом на пост мэра Новосибирска от либералов?
Загрузить ещё