Общественно-политический портал Новосибирска и Новосибирской области
Общественно-политический портал
Новосибирска и Новосибирской области

Ставка на мост: что происходит с главными концессиями в Новосибирской области

Новосибирск неустанно бьется за негласное звание города-стройки – к МЧМ-2023 должны появиться ледовый дворец и станция метро, почти разрешилась ситуация с перинатальным центром, впереди – новые дороги, мосты, поликлиники… Многие из громких проектов реализуются по договору концессии – но в регионе это слово уже получило негативный оттенок. Что происходит с главными областными концессиями и какова судьба скандальных строек, разбирался Sibtimes.

Три концессии под единым крылом

Улучшение экологии, раздельный сбор мусора и новые рабочие места – все это обещала новосибирцам «мусорная» концессия, которую заключили в 2016 году правительство области и ООО «Экология-Новосибирск». По проекту концессионер обязался построить в регионе два мусоросортировочных завода, два полигона и всю необходимую инфраструктуру. Но возникла проблема – одна из будущих площадок под завод, в селе Раздольном, оказалась практически заповедным местом с уникальной экосистемой – и против «мусорного» проекта стеной встали экологи, активисты и политики.

Пока в Новосибирске гремели «антимусорные» митинги, в 2017 году 75% «Экологии-Новосибирск» приобрел крупный российский холдинг – группа «ВИС». А через несколько месяцев другая структура ВИС – Сибирская концессионная компания – стала участником еще одного регионального проекта, четвертого моста через Обь. Мост обрел скандальную репутацию еще до заключения концессии: новосибирцы не понимали, зачем идти в финансовую кабалу и возводить платный мост в городе, где еще не достроили предыдущий, Бугринский. А на митингах протестовали уже комплексно – и против заводов-полигонов, и против моста.

В 2018 году группа «ВИС» увеличила количество своих проектов в Новосибирской области до трех. Вот только новую инициативу новосибирцы по-настоящему ждут – речь идет о семи поликлиниках в разных районах города, обещанных еще предыдущим губернатором Владимиром Городецким. Это проект государственно-частного партнерства, и строить будет Седьмая концессионная компания, принадлежащая той самой группе.

Героев не осталось

О будущем поликлиник судить рано, по соглашению возводить их начнут в 2020 году. Но с предыдущими концессиями все неоднозначно – «мусорная» застыла на уровне договора, который не раз пытались переписать. Для моста лишь несколько дней назад – после проблем с Контрольно-счетной палатой и неудачных конкурсов – наконец нашли подрядчика для подготовительных работ.

Эксперты признают – крупные новосибирские проекты действительно находятся в подвешенном состоянии. Государство не торопится с обещанными грантами, и в такой ситуации опытные столичные бизнесмены (бенефециарами группы «ВИС» называют олигархов Ротенбергов – прим. Sibtimes) предпочитают поставить проекты «на паузу».

«На мой взгляд, есть и общая причина, и ряд собственных для каждого проекта. Общая – резкое ухудшение экономики, исчерпание финансовых ресурсов и нарастание неопределенности. Теперь никто не верит, что обещанное ранее госфинанирование действительно будет выделено. В этих условиях рисковать собственными ресурсами никто не спешит», – считает координатор новосибирского отделения партии «Россия будущего» Андрей Гладченко.

Для областных властей концессия – новый, еще не отработанный метод взаимодействия с инвесторами, отсюда и организационные сложности, которые тормозят строительство объектов. Об этом рассказал Sibtimes директор ИАА «Центр деловой жизни» Андрея Кузнецова:

«Все помнят, насколько политизированным было обсуждение первых редакций концессионных соглашений по мосту и заводам: многие считают, что именно те скандалы 2016-2017 годов повлияли на досрочную отставку экс-губернатора Владимира Городецкого. А среди чиновников рангом ниже откуда взяться героям? При неблагоприятном развитии проекта придется отвечать за каждую подпись, за каждое решение. Поэтому судьба проектов решается очень неспешно, с привлечением всех структур, с которыми правительственные чиновники могут разделить ответственность – с депутатским корпусом, ФАС, Контрольно-счетной палатой, судами, экспертными организациями».

Мусорный скандал

Формально все три стройки – и мусорные заводы, и мост через Обь, и будущие поликлиники – движутся в плановом порядке. На сайте той же группы «ВИС» они указаны с пометкой «Проект реализуется».

Самая долгая – во всех смыслах – и самая проблемная концессия в области – это мусорная. Первоначальное соглашение заключалось в 2016 году на 40 лет, затем его приостановили по инициативе области, и в реальности за три года проект не сдвинулся с места.

Как уточнил в разговоре с Sibtimes руководитель рабочей группы Законодательного собрания по «мусорной» концессии, депутат Вадим Агеенко, дополнительное соглашение о приостановлении концессии 2017 года на сроки никак не влияет. А они уже исчерпаны – «Экология-Новосибирск» должна была построить объекты к апрелю 2019 года.

Ситуация осложняется и финансовыми проблемами компании. Сегодня «Экология-Новосибирск» – это региональный «мусорный» оператор Новосибирской области, успевший за полгода накопить серьезные долги перед перевозчиками. Только к 1 апрелю долг составлял 110 млн рублей, и хотя дальнейших расчетов нет, к концу июня эта сумма могла вырасти уже до 500 млн, считает депутат. По его словам, компания уже брала кредит, и на недавнем совещании приглашенный представитель ГК «ВИС» признался – новый заем «Экологии-Новосибирск» пока не дают.

При этом ситуацию вокруг строительства заводов и полигонов ни сам региональный оператор, ни ГК «ВИС» давно не комментируют. На сайте компании, как и самого холдинга, красочно расписаны цели, этапы и перспективы концессии, но последняя новость датируется 1-2-м кварталами 2018 года. «Экология-Новосибирск активно сотрудничала с рабочими группами по проекту. В результате были выработаны оптимальные предложения по вопросам размещения мусоросортировочных комплексов, импортозамещению и использованию новых технологий», – рапортует пресс-центр компании. Дальше – тишина.

«Возможно, задумка была такой – стать региональным оператором [в Новосибирской области], получить какие-то деньги здесь, использовать свободные средства и начать строить. Но сейчас я вижу проблему – «Экология-Новосибирск» не имеет своих собственных средств, на которые оно обязалось построить мусорные полигоны и заводы. И взять их негде», – уверен Вадим Агеенко.

На момент подготовки материала: на заседании рабочей группы по мусорной реформе представитель компании ООО «Экология-Новосибирск» объявил что оператор задолжал 101 млн рублей перевозчикам и 9 млн — полигонам.

По мнению политолога и руководителя новосибирского отделения партии «Зеленые» Игоря Украинцева, участие в концессии для «Экологии-Новосибирск» представляло единственную цель – стать региональным оператором.

«Концессия сейчас под угрозой срыва, и это настораживает: в таком случае мы рискуем превратиться в регион, где мусорная реформа произойдет в самую последнюю очередь. У нас есть соседи, где сортировку и переработку мусора начинают налаживать, взять хотя бы Кемеровскую область. Другие регионы тоже к этому идут – а Новосибирск стоит на месте», – говорит Игорь Украинцев.

На момент подготовки материала : стало известно что арбитражный суд прекратил дело по иску регионального министерства ЖКХ к ООО «Экология-Новосибирск» с требованием  изменить концессионное соглашение о строительстве двух мусоросортировочных заводов в Верх-Туле и Раздольном. Решение вызвано отзывом иска.

В ожидании моста

Более перспективно сегодня выглядит платный четвертый мост через Обь. Хотя за два года с заключения концессии мало что продвинулось, в июне стало известно: до конца лета Новосибирск все же получит федеральные деньги на строительство – более 1 млрд руб. Следующий транш – уже в 2020 году.

Областные власти демонстрируют в отношении четвертого моста умеренный оптимизм. В феврале губернатор Андрей Травников в разговоре с журналистами заверил – «строительство началось», и пообещал, что в 2019 году проведут подготовительные работы на обоих берегах. Причем это – «как минимум». Зимой первый транш на сибирский мост от правительства РФ оценивался в 400 млн – по всей видимости, прогресс сейчас зависит именно от размеров федеральной помощи.

На момент подготовки материала: власти региона в очередной раз не смогли найти подрядчика для подготовки площадки под Четвёртый мост.  ГКУ «Мост» объявило очередной конкурс на подготовку к строительству Четвертого моста с начальной ценой контракта в 253,36 млн рублей.

При этом стоимость моста с начала работы над проектом успела снизиться вдвое, с 90 до 41 млрд руб. И это, по словам экспертов, могло уменьшить привлекательность стройки для группы «ВИС».

«Помимо резкой (и справедливой) критики проекта, его стоимость была обрушена вдвое, а потому он перестал быть таким уж лакомым куском, каким представлялся вначале. К тому же постоянные неприятности от Контрольно-счетной палаты, так «некстати» замечающей ценовые злоупотребления (областная КСП нашла завышения смет на подготовительные работы в 2-3,5 раза – прим. Sibtimes). Итог – прогнозируемая доходность падает на порядок, и ради чего концессионерам терпеть перманентный скандал, становится все менее понятно», – говорит Андрей Гладченко.

«Мусорный» сценарий с четвертым мостом точно не повторится, уверяют эксперты – уже идет расселение, найден подрядчик для сноса домов, да и проект действительно мощный, даже на российском уровне. В конце мая на Сибирском транспортном форуме на стенде ВИС представили и проект моста – а представитель группы бодро рапортовал о планах на будущее. Вот только кто действительно его достроит, вопрос открытый – по словам Вадима Агеенко, есть предположения, что это будет уже не группа «ВИС».

Но станет ли сама ГК «ВИС» до последнего цепляться за проблемные проекты? Как считает Андрей Кузнецов, столичные бизнесмены не могут похвастать заинтересованностью: это хорошо видно на примере «Экологии-Новосибирск», которая билась «за перспективы своего бизнеса», пока не продала крупную долю структурам ВИС.

«Великим акционерам «ВИС», очевидно, недосуг использовать свое могущество для продвижения новосибирских проектов, у них есть дела поважней, а у линейных менеджеров нет мотивации изо всех сил толкать проекты вперед. Вероятно, владельцы «ВИС» взялись за новосибирские контракты просто, чтобы «запарковать» часть своих денег «вдолгую». Не получится здесь — «припаркуют» в другом регионе», – говорит политолог.

Сегодня единственный проект, где московские инвесторы еще не успели себя проявить, – это новосибирские поликлиники. Пока что многие эксперты настроены довольно скептически. « Я здесь вижу такую же пассивную позицию [концессионера] – площадки не подготавливаются, каких-то работ по проектированию мы не видим. Есть только обозначенные места, но они были еще год назад. Склонен думать, что с реализацией этого проекта мы тоже будем долго мучиться», – рассуждает Игорь Украинцев. В любом случае время есть – по словам главы региона, проектно-сметную документацию завершат к концу 2019 года. Группа «ВИС» вложит в него 80% всех средств (более 6 млрд руб.), семь поликлиник окажутся первым крупным «медицинским» проектом в стране по федеральному закону о государственно-частном партнерстве 224-ФЗ. И есть шанс, что общероссийский характер проекта станет гарантией для долгожданных поликлиник.

Текст и фото: Татьяна Буянкина.

Другие статьи
19.03.2019
Перемен не ждем: как кадровый голод влияет на состав руководителей Новосибирской области
21.02.2019
Читал и осуждаю: чем живут и о чем пишут новосибирские Telegram-каналы
30.01.2019
Закат над Тайгой: что ждет новосибирскую независимую журналистику?
25.01.2019
В поисках кандидата: кто станет претендентом на пост мэра Новосибирска от либералов?
Загрузить ещё